«Школа – центр пропаганды
русского языка и культуры»
Русский язык был и продолжает
оставаться одним из мировых языков. Согласно оценочным данным,
русский язык по числу владеющих им (500 млн. человек, в т.ч.
более 300 млн. за рубежом) занимает в мире третье место после
китайского (свыше 1,5 млрд.) и английского (800 млн.). Он
является официальным или рабочим языком в большинстве
авторитетных международных организаций (ООН, МАГАТЭ, ЮНЕСКО, ВОЗ
и др.).
В конце минувшего столетия в
области функционирования русского языка как мирового в ряде
стран и регионов в силу различных причин обозначились тревожные
тенденции.
Идет процесс (в последнее время он
несколько замедлился, но не приостановлен) разрушения
русскоязычного пространства, последствия которого начинают
ощущаться уже сегодня. Меньше внимания уделяется изучению
русского языка в общеобразовательных и профессиональных учебных
заведениях, в которых обучение ведется на языках титульных
наций.
Постепенное восстановление и
укрепление позиций русского языка в Индонезии, значительно
утерянных за годы президентства Сухарто, началось с конца 90-х
годов после смены политического руководства страны.
Наметившееся в последние годы
расширение контактов между двумя странами во внешнеполитической,
научной, культурной, деловой, туристической и образовательных
сферах явилось причиной возрастания интереса в Индонезии к
изучению русского языка как средства общения с российскими
партнерами.
В настоящее время в Индонезии в
той или иной степени русским языком владеют около 3 тыс.
человек, в основном выпускники советских вузов 60-х годов и
члены их семей. Значительная их часть, главным образом люди
старшего поколения, за долгие годы смогли сохранить знания
русского языка. Объединенные в неформальную организацию “Инсан
Наука” бывшие выпускники вносят значительный вклад в дело
пропаганды в Индонезии русского языка как части мировой
культуры. В стране насчитывается около 30 крупных университетов,
но лишь в двух из них функционируют кафедры русского языка и
литературы. К академическим центрам изучения русского языка
относятся отделения филологических факультетов государственных
университетов “Индонезия” в г.Джакарте и “Паджаджаран” в
г.Бандунге. Количество студентов, изучающих русский язык в этих
университетах, превышает 250 человек (свыше 20 человек на каждом
курсе). На филологическом факультете университета “Паджаджаран”
работают 12 преподавателей русского языка, на отделении
филологического факультета университета “Индонезия” работают 8
преподавателей русского языка.
С 2001 года студенты-филологи
университета “Индонезия” активно посещают занятия на курсах
русского языка при РЦНК.
В Джакарте существует несколько
частных курсов русского языка, оплата за обучение на которых
довольно высока.
Средних школ с преподаванием
русского языка в стране нет.
Задача распространения русского
языка в Индонезии возложена на представительство
Российского центр науки и культуры в Джакарте
(имеет статус культурного отдела Посольства России). С 2006
учебного года в эту работу включилась и наша основная
общеобразовательная школа при Посольстве РФ в Индонезии.
На сегодняшний день количество
учащихся в школе - 34 ученика. Основная масса – это дети
сотрудников Посольства и представителей российских
загранучреждений. Однако среди обучающихся есть дети из дальнего
и ближнего зарубежья (Болгария, Украина, Казахстан, Узбекистан),
т.е. нашу школу в полной мере можно назвать интернациональной.
Как известно, 2007 год - год
русского языка. Этому событию было посвящено ряд мероприятий,
проводимых школой. Это и публикации в ежемесячной школьной
газете ряда статей под общим названием «Моя малая Родина», и
освещение в выпусках школьных телевизионных новостей
исторических и культурных традиций русского народа, всевозможные
конкурсы чтецов на которых ребята декламировали стихи не только
известных русских и советских поэтов, но и стихи собственного
сочинения, театрализованные постановки, приуроченные к
знаменательным и праздничным датам нашей истории. Нужно
отметить, что школьная газета, школьное телевидение, выпуски
которого демонстрируется по кабельному каналу, и все прочие
мероприятия, проводимые школой, пользуются большой популярностью
не только у российских граждан, но и у наших зарубежных друзей.
Все это способствует пропаганде русского языка, позволяет в
полной мере раскрыть все богатство и красоту русской культуры,
и, конечно же, повышает имидж нашего образовательного
учреждения.
Нельзя не отметить и наши
международные контакты с учебными заведениями Джакарты. За
прошедший год нам удалось наладить сотрудничество с
международной школой JIMS, школой святой Каролины,
начальной школой Андерсена. В рамках сотрудничества проведены
ряд совместных мероприятий, в которых принимали участие как наши
ребята, так и их индонезийские сверстники. Учащиеся этих школ
знакомились с русскими национальными традициями, праздниками,
обрядами, художественными промыслами, с нравственными принципами
христианства. Наши учащиеся получили возможность поближе
познакомится с многогранной культурой индонезийского народа. В
текущем учебном году работа в данном направлении будет
продолжена.
По нашему убеждению, школа должна
стать престижным учебным заведением. Хотелось бы видеть её
равной среди прочих учебных заведений, дающих основное общее
образование.
Наша школа – это развивающееся
образовательное пространство:
открытая школа европейского типа;
школа диалога культур;
центр образовательного
сотрудничества русских и индонезийских учителей и учащихся;
школа воспитания на основе
историко-культурных связей и традиций России и Индонезии;
центр инновационных технологий,
современных методик преподавания;
возможность подготовки
интеллектуальных и конкурентоспособных членов общества;
школа оптимально высоких
образовательных результатов;
школа гуманистических ориентаций и
гуманитаризации образования;
школа развития индивидуальности,
творческих способностей личности учащихся и учителей;
Учителя нашей школы считают
целесообразным осуществление следующих практических шагов в
сфере изучения русского языка и его дальнейшей пропаганде:
- разработку обоснованных
рекомендаций по научному и учебно-методическому сопровождению
процесса изучения русского языка и образования на русском языке
наряду с изучением национальных языков;
- проведение под эгидой МИДа
видеофестиваля уроков с инновационными методиками изучения
русского языка;
-
совершенствование методического и информационного обеспечения
повышения квалификации работников зарубежных образовательных
учреждений, особенно дистанционного изучения русского языка. |